gosusluging


О вредных и бессмысленных электронных госуслугах и не только о них


Реальные инновации
gosusluging
Хотелось ли бы Вам доехать от Москвы до Питера минут так за 40? И заплатить за билет  около 700(семьсот) рублей?
Причем на наземном транспорте.
Тогда читайте дальше:

"Глава компании SpaceX Элон Маск представил проект сверхскоростного поезда Hyperloop, который будет двигаться в тоннеле с разреженным воздухом. Новый поезд сможет разгоняться до скорости более 1100 км/ч, при этом совершенная аэродинамика и тоннель с разреженным воздухом снизят сопротивление движению настолько, что на поддержание сверхзвуковой скорости понадобится мощность всего 134 л.с. (100 кВт), сила сопротивления при этом составит всего 320 ньютонов.
Для достижения данных характеристик применяются новые технологии, которые превращают Hyperloop в совершенно новый тип транспорта.
Разгон поезда будет производиться с помощью магнитного поля, при этом статоры планируется разместить в тоннеле, а роторы на пассажирской капсуле-вагоне. Между этими деталями на протяжении всего пути будет выдерживаться расстояние 2 см, а сам поезд будет отделен от стенок тоннеля воздушной подушкой.
Давление в тоннеле будет очень низкое, около 100 Па (как на высоте 45 км) – это нужно для снижения лобового сопротивления. Тем не менее, даже такое низкое давление создает слишком большое сопротивление на сверхзвуковых скоростях – поезд, как поршень шприца будет двигать перед собой весь воздух в тоннеле впереди и всасывать воздух позади. Для решения этой проблемы в носу поезда будет установлен вентилятор, перекачивающий воздух с носа поезда на корму и создающий воздушную подушку, которая заменяет поезду колеса. Тоннели будут расположены на бетонных опорах, оснащенных системой компенсации сейсмической активности.

Пассажирскую капсулу планируется выполнять в двух вариантах: для перевозки людей и для перевозки людей и автомобилей. Интервал времени между отправлениями пассажирских капсул должен составлять не более 2 минут. Одна 2,5-тонная пассажирская капсула сможет перевозить не менее 28 пассажиров, а максимальная перегрузка на маршруте не превысит 1 g. Таким образом, на маршруте Лос-Анджелес – Сан-Франциско Hyperloop сможет перевозить 840 пассажиров в час. Расстояние в 550 км поезд сможет преодолеть всего за 35 минут, то есть быстрее, чем современный авиалайнер, особенно учитывая время подготовки самолета к вылету и его зависимость от погодных условий. "
Очень интересные данные по стоимости проекта и сравнение со стоимостью проектов (неинновационных) в нашей стране: "Стоимость проекта Hyperloop на первый взгляд высока, но на самом деле Элон Маск предлагает действительно недорогой вид транспорта. Так, стоимость пассажирской капсулы оценивается всего в $255 тыс., а всей 550-км дороги - в $6 млрд. или около $11 млн. за 1 км дороги плюс сами пассажирские капсулы. Для сравнения, 1 км намного более медленной перспективной ЖД-магистрали Москва-Казань сегодня оценивается в более $34 млн. (без учета стоимости поездов). При этом, планируемая стоимость билета на поезд Hyperloop составит около $20 – в несколько раз ниже, чем на «Сапсан». "
Более подробно здесь.
Могу лишь представить, какой уровень IT-решений закладывается в данный проект.
Не слышал, что бы у нас проектировалось что-либо подобное.

О независимом тестировании
gosusluging
Мне пришло несколько писем по поводу - полезно ли независимое тестирование программного обеспечения?
Казалось бы ответ очевиден - конечно, полезно. Из тех соображений, что тестирования много не бывает.
Казалось бы так, но не совсем!
Представьте, что Вы (нет, лучше не Вы, а кто-нибудь другой) обратились к врачу по поводу своей болезни.
А врач говорит - Вы ничем не больны, все отлично.
Вы продолжаете вести себя как здоровый человек.
А через некоторое время...
В общем, не дай Бог!
Так и с программным обеспечением. Независимый тестировщик - У Вас отличная программа! Ошибок нет!
А через некоторое время...
Какие же выводы? Они просты.
1. Независимое тестирование должно быть независимым. Тестировщик должен говорить не то, что хочет услышать разработчик или заказчик о своей гениальной программе. А правду! А это не просто!
2. Независимое тестирование должно быть профессиональным. Вроде бы очевидно, но в реальной жизни часто за тестирование берутся все подряд.
Надо сказать, впервые данные независимого тестирования наземного программного обеспечения Шатла увидел довольно давно. Тестирование продолжалось около года. Впечатление было сильное.
Теперь о наших делах. Вот здесь очередной наш IT- проект. За 300 миллионов! Никто, похоже, даже не знает, что за эти деньги надо было сделать. Сильно!
Вряд ли им поможет независимое тестирование.

Цена ошибки или самый дорогой дефис
gosusluging
Наиболее вероятной причиной аварии
«Фобос-Грунта» могла стать ошибка,
допущенная в ходе программирования
бортового вычислительного комплекса станции.


Из газет.

Снова очередная авария нашей ракеты-носителя с разгонным блоком ДМ-03 и тремя спутниками ГЛОНАСС. Очень грустно.
По данным газеты Коммерсантъ "
в результате комплексного исследования (в частности, телеметрических данных и технической документации) специалистами было установлено: датчики угловой скорости были перевернуты на 180 градусов, что сказалось на получении системой управления ракеты некорректных данных о ее ориентации. По словам источника "Ъ" в комиссии, это стало следствием ошибки при сборке "Протона". "Конкретно эта ракета была собрана еще в ноябре 2011 года",— добавил он. "
Можно много говорить (и это говорится) о развале отрасли, о плохом управлении, о разбазаривании средств и т. п. Это правда и надо говорить об этом. Тем более, что аварии происходят все чаще.
Но давайте попробуем разобраться в природе таких аварий, нисколько не умаляя ответственности и не оправдывая исполнителей.
Сначала обратимся к  событиям недавнего прошлого. Вы слышали о самом дорогом дефисе в истории человечества?
Вот эта история от Википедии:
"
Маринер-1 должен был направиться к Венере, но был уничтожен во время аварии на старте в 09:26:16 UT 22 июля 1962 года через 293 секунды после старта. Антенна аппарата потеряла связь с наводящей системой на Земле, в результате управление взял на себя бортовой компьютер, программа которого содержала ошибку. Ошибка произошла из-за «пропущенного дефиса в некоторых данных».

Эта формулировка появлялась во многих последующих вариантах истории, официальных и нет. Версия о «пропущенном дефисе» появилась из сообщений официальной службы поддержки. Представитель НАСА Ричард Моррисон так свидетельствовал перед Конгрессом о пропущенном дефисе:




…он дает команду космическому аппарату игнорировать данные, поступающие из компьютера, до тех пор, пока не будет восстановлен радарный контакт. Из-за пропуска дефиса контрольные системы аппарата получали неверную информацию. В результате, компьютер отдал команду на сильное отклонение влево, соплом вниз и аппарат потерпел крушение.



По его же словам:


В свидетельских показаниях перед Комитетом Домашней Науки и Астронавтики, Ричард Моррисон, начальник отдела ракет-носителей НАСА, показал, что ошибка в компьютерных уравнениях при запуске к Венере аппарата Маринер-1 21 июля привела к его уничтожению при потере им курса.



В отчете НАСА, отправленном в Конгресс в 1963, дефис упоминается пропущенным в двух различных местах:


Послеполётный обзор Маринера-1 НАСА-ЛРД-ВВС США описывает пропущенный дефис в коде компьютерных инструкций, передававших неверные сигналы наведения кораблю Маринер-1, запущенного двухступенчатой ракетой Атлас-Агена с мыса Канаверал 21 июля. Пропуск дефиса в редактировании данных вынудил компьютер дать серию ненужных сигналов о коррекции курса, которые сбили корабль с курса и привели к его уничтожению.

Иногда утверждается, что ошибка была вызвана тем, что при написании программы была поставлена точка вместо запятой. В языке ФОРТРАН, на котором была написана программа, выражение изменило свой смысл:


DO 17 I = 1, 10


было интерпретировано как:


DO17I = 1.10



то есть как присвоение переменной (DO17I) значения 1.10  — так как пробельные символы не учитываются языком."
И таких аварий, связанных с человеческим фактором, будь-то программирование или сборка сложных систем, было достаточно много. Ведь как говорил известный ученый и автор знаменитых работ по теории программирования Э. Дейкстра: " Если тестирование - процесс нахождения и удаления ошибок, то программирование является источником их внесения в программу."

Какой выход?
Он давно известен.
Тестирование разработчиком и проверка заказчиком.
В максимально жестком режиме.
После исправления ошибок процесс должен быть повторен.
Почему?
Да потому, что никакое тестирование не гарантирует отсутствия ошибок. Тестирование лишь уменьшает их количество и вероятность появления.
Именно поэтому, процесс тестирования и проверки работающего программного обеспечения не должен завершаться никогда.
Тем более, если от него зависит стоимость  многомиллиардного проекта.

P.S. Тем не менее, почему-то вспоминаются слова Ж. Фуке, министра Наполеона: "Это хуже, чем преступление, это - ошибка".
Они, правда, были сказаны по другому поводу.

Электронное правительство: Росстат: неработающие сервисы
gosusluging
Что за гадость, что за гадость, эта Ваша рыба!

Наше старое кино. Ирония судьбы.

Решил попробовать получить статистические данные на сайте электронного правительства. Сказано - сделано. Электронные услуги - федеральная служба государственной статистики (Росстат) - предоставление ОФИЦИАЛЬНОЙ статистической информации. Меня интересовал прожиточный минимум в нашей стране.  Нахожу такой отчет (интерфейс мягко говоря... спорный). Запускаю. Результат  разочаровывает. Системная ошибка:
17.07.2013
Пробовал несколько раз, за несколько дней. Результат стабильно плох.
Посмотрел несколько других отчетов - результат такой же.
А вот про рыбу.
В магазинах наших рыба- либо плохая, либо дорогая. Посмотрим что по статистике?
Отчет  "Количество экспортируемой рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов". Получаем:


17.07.2013+

Другими словами - запрос просто НЕ РАБОТАЕТ!
Наверное, поэтому и рыбы хорошей нет.
А ведь это все называется "Предоставление официальной статистической информации".
Тоска зеленая!

Электронное правительство: контент все стерпит!
gosusluging
- Что делать после того как программа создана?
- Тестировать ее!
- А когда закончили?
- Снова тестировать!
- А после завершения тестирования?
- Тестировать опять!

Из разговора.


Про безобразное ведение контента на портале электронного правительства мы писали неоднократно (например, здесь и здесь). С марта месяца так ничего и не изменилось - министерство спорта так и подчинено министерству культуры:
21.03.2013
Об этом бреде мы уже говорили.
И о том, что этот экран весь бредовый говорили здесь.
Мы писали, что федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия не существует уже более двух лет.
Но все еще более интересно. Переходим по ссылке на следующий экран:

9.07.2013

А дальше следуем приглашению посетить сайт этой несуществующей службы. ОПА!9.07.2013++
Оказывается сайт этой ликвидированной службы живет и побеждает, и даже отслеживает новости светской жизни!
Как мило!
И  наше электронное правительство поддерживает ссылки на все это безобразие!
Интересно, кто это финансирует?
А ведь пока у нас такое детское наплевательское отношение к нашим IT разработкам, весь мир занимается их внедрением в очень серьезных вещах. Где в принципе невозможно столь легкое безобразное отношение к своей работе:
Посадка беспилотника ВМС США на авианосец
Как Вы думаете мог бы этот эксперимент закончится успешно, если бы бортовое, корабельное, наземное программное  и информационное обеспечение комплекса управления процессом, приведенным выше, разрабатывалось и проверялось также как сервисы нашего электронного правительства?
Вряд ли.

Сайт почты России: контент все стерпит!
gosusluging
Обратим теперь внимание на контент сайта нашей почты. А именно на статью с бодрым названием "Почта России сегодня и завтра". Перлы, которые я там обнаружил, думаю не оставят равнодушным кого-либо из когда-нибудь, пользовавшихся услугами этого предприятия:

5.07.2013
Чтобы не "ломать" глаза, приведу эти цитаты с указанного сайта: По итогам исследования «Деловая репутация», проведенного осенью 2008 года компанией «Ромир мониторинг», Почта России занимает первое место в репутационом рейтинге российских компаний...(Давно так не смеялся!)

С учетом планов по развитию бизнеса и открывающихся в настоящее время возможностей, а также исходя из понимания необходимости комплексных структурных преобразований Почтой России разработана Программа модернизации инфраструктуры почтовой связи РФ до 2011 года. Общий объем инвестиций в рамках Программы составляет 101 млрд руб. Для осуществления столь масштабных инвестиционных вливаний в почтовую отрасль предполагается непосредственное и пропорциональное (50/50) участие государства и самой Почты России.

В целом реализация Программы обеспечит:


  • в части почтовых услуг: доведение параметров качества услуг до базового уровня развитых стран; увеличение объемов услуг на 60-70% за счет роста их качества и системной работы с клиентами;

Ну, как почувствовали, что почта довела Вас до уровня развитых стран? Мне кажется, что она нас просто довела!
Возникают вопросы - а  подводились ли итоги выполнения данной программы, в 101 млрд. рублей весом?
Ведь очевидно, что ее цели не выполнены. Хотя на дворе уже 2013!
P.S. Хотел бы еще отметить отвратительное ведение контента на сайте почты России.
Ваятели контента: Вам не стыдно ссылаться на репутационный рейтинг аж от 2008г.? (Да еще пишите это слово с грамматической ошибкой.)
Вы там, похоже, спите уже лет пять!

Сайт почты России: опять двойка!
gosusluging
Сервис отслеживания почтовых отправлений опять не доступен:
1.07.13
Причины этого - непрофессионализм разработчиков, признаки которого мы наблюдали в предыдущих постах (здесь, здесь и ранее). И что, не менее, а даже более важно, непрофессионализм заказчика, который принимает разработку такого качества.

Сайт почты России: кривоватенько!
gosusluging
Захожу на сайт почты России, чтобы получить информацию о своей многострадальной посылке, которую жду уже три месяца (в прошлом году доходила за три недели).
Интересно - теперь сразу на главной странице сайта можно ввести идентификатор почтового отправления, т.е экономим один клик. Хотя вопрос такого расположения сервиса с точки зрения юзабилити (в программировании интерфейсов "юзабилити"- термин, означающий удобство этих интерфейсов для пользователя и т.п.) спорный, так как главная страница при таком подходе перегружается элементами управления. Но это вопрос во многом стиля и вкуса разработчика.

28.06.13
Главное, что у этого сервиса появилась кнопка "Подробнее". А за подробную информацию о своей посылке можно многое отдать!
Вводим идентификатор и капчу (код), потирая руки от предвкушения! Теперь то мы все узнаем про посылку! Во всех деталях!
Нажимаем кнопку "подробнее". И... туман растаял.
Появляется старая экранная форма с пустыми полями! И в эти поля надо повторно вводить те же данные, которые я ввел 10 секунд назад!
Нажимаю кнопку "Найти"...
Туман растаял совсем. Информация о посылке - точно такая же, как раньше!
Так, что мы имеем от этой юзабильной модернизации: двойной ввод одного и того же, при том же количестве кликов. И никаких подробностей.
И зачем Вы все это придумали господа разработчики сайта почты России?
Вам нечем заняться?

Сайт почты России: кривовато!
gosusluging
Дьявол кроется в деталях.
Народная мудрость.


Сайт почты России. Расчет стоимости доставки отправлений. В числовые поля легко вводится все подряд!

24.06.13
Простейшая форма. На ней можно учиться - как надо программировать. А вот в этой реализации - как НЕ НАДО программировать.
Вопросы к создателям сего.
А Вы не слыхали, что есть числовые поля, которыми и являются, в Вашем случае индекс, вес и ценность? В такие поля  можно ввести только числа и они сделаны для минимизации ошибок при вводе данных. Вы этого не проходили?
А что можно не упрашивать пользователя не вводить что-то (как Вы это делаете(см.картинку)), а просто cделать определенные поля невидимыми, в зависимости от выбора конкретного значения из меню? Вы этого не знаете?
Тогда Вам, как мне кажется, пока не стоит браться за разработку промышленных программ. Надо бы еще поучиться.

Инновации: мнимые и реальные
gosusluging
Слово “инновации в нашей стране совершенно затерто. Чиновники разного ранга только и говорят, что об инновациях. Однако реальных инновационных технологий, разработанных у нас, как-то не наблюдается, а за инновации, как правило, выдается внедрение какой-то технологии, которая во всем мире стала стандартом.
У росреестра, например, считается инновацией электронная регистрация недвижимости. Как росреестр ее реализовал на портале электронного правительства, мы видели в предыдущем посте. А ведь в мире все это давно сделано и спокойно работает, без суеты и криков УРА!
У меня знакомый, давно живущий и работающий в Испании, решил наконец купить там квартиру. Благо подешевело. Цепочка простая: агентство, банк, нотариус и регистрация в реестре прав на недвижимость. Когда он спросил, куда надо ехать для регистрации - его не поняли. А потом просто спросили – А зачем? Действительно - зачем? Есть же компьютер. И соответствующие технологии. 21 век все-таки!
А ведь Испания не Силиконовая долина.
Теперь о реальных инновациях.
В мире IT много инновационных направлений, которые принципиально меняют жизнь человека.

Мне хотелось бы  уделить внимание направлению, которое развивается чрезвычайно бурно. И которое, по мнению многих специалистов, способно существенно изменить жизнь людей через некоторое время.
Хотите напечатать у себя дома пару кроссовок? Я не оговорился, именно напечатать. Для этого уже создаются и крайне быстро развиваются соответствующие технологии.
Это технологии 3D печати.
Что это такое?
Как отмечено здесь:

Технология 3D-печати, также известная как аддитивная (при производстве объекта материал «наращивается» слой за слоем), позволяет компаниям производить товары дешевле и быстрее. В отличие от традиционных технологий, где детали вытачиваются из заготовок, в результате чего часть материала попадает в отходы, 3D-печать позволяет смоделировать объект на компьютере и «напечатать» его из пластика, металла или композитных материалов. «С ее помощью мы можем существенно повысить производительность, эффективность и быть более новаторскими в дизайне», — говорит Скотт Гудман, старший вице-президент глобального подразделения по разработке продукции Mattel. Материалы, которые используются в 3D-печати, дороже традиционных, хотя цены на них неуклонно снижаются. По мере роста спроса на 3D-печать их стоимость еще больше уменьшится, прогнозирует Пит Базилье, аналитик Gartner.

Где применяется?

Например, производство запчастей у Форда:

”В Ford полагают, что в будущем автовладельцы сами смогут производить, т. е. печатать для себя запчасти. Теоретически, человек может зайти на сайт, отсканировать штрих-код или распечатать заказ, пойти в местный магазин 3D-печати (как сейчас люди ходят в фотомагазин за снимками) — и через несколько часов, а то и минут у него будет необходимая деталь. Пока же инженеры Ford используют 3D-принтеры для производства опытных образцов запчастей для тестовых автомобилей”.

Мне кажется это крайне удобно. Некоторые уже ”напечатали” целый автомобиль:
Канадский изобретатель Джим Кор собрал из распечатанных на 3D-принтере деталей небольшой городской автомобиль и теперь собирается проехать на нем 4600 км от Нью-Йорка до Сан-Франциско. Автомобиль, названый своим создателем Urbee 2, состоит из металлического трубчатого каркаса, обшитого 50 пластиковыми элементами, и весит всего 544 килограмма. Благодаря малой массе Urbee 2 расходует очень мало топлива
.

А вот это (производство деталей в ракетостроении) очень серьезно:

Разработчики J-2X(ракетный двигатель) отчитались о серии огневых испытаний крышки клапана, изготовленной по технологии SLM. Деталь сделали с помощью лазерной трехмерной печати, в процессе которой лазер сплавляет металлическую пыль в деталь определенной формы. Таким образом, без единого шва или винтового соединения удалось изготовить крышку: важную деталь, которая, по сути, управляет работой турбонасоса двигателя. Данный элемент двигателя подвергается воздействию больших температур и давления, и тем не менее испытания подтвердили надежность напечатанной детали.

Ну и наконец, делаются попытки 3D печати еды! Как считают здесь:
Возможность изготовить любое блюдо из нескольких ингредиентов с помощью компактного устройства в корне меняет самый большой в мире сектор промышленности. Простых людей тоже ждут большие перемены. Из кухни исчезнет большинство предметов бытовой техники, не будет больше облаков пара, копоти, многочасовой утомительной готовки. Обмениваться рецептами можно будет через интернет, причем чтобы идеально воспроизвести блюдо гениального повара, достаточно будет загрузить его рецепт в свой 3D-принтер
.
Думаю, бурное развитие вышеприведенных технологий отражает глобальное стремление человека к независимости, к возможности полностью руководствоваться своими вкусами. И не только выбирать из того, что создано чужими руками, но и создавать самому вещи, которыми он будет пользоваться. Естественно, используя самые современные технологии.
Ссылок на наших специалистов, которые бы разрабатывали такие прорывные технологии, я не обнаружил.
Жаль.


?

Log in

No account? Create an account